Черная Чернушка (mckuroske) wrote,
Черная Чернушка
mckuroske

Культур-мультур

Субботу провели восхитительно. Поскольку собирались на "Гамлета" (в кои-то веки предлагали нормальное время в нормальный день в нормальном месте), то мальчика решено было оставить на попечении бабушки и дедушки. А потом мы подумали... Отвезли мальчика с утра на сольфеджио и там и бросили, договорились с дедушкой, что он его заберёт, а сами рванули в Москву. Дело в том, что в Пушкинском музее последние дни показывали керамику Раку, и я очень хотела на неё посмотреть (лекции, конечно, послушать не удалось, но хоть одним глазком на красоту взглянуть).

Выставка великолепная. Дарья, правда, долго хмыкала, потом сообщила, что насмотрелась на одинаковые чаши, и ушла в соседний зал, откуда строчила СМС-ки в духе "все меня бросили, здесь я и погибну, голодная".

А мы полюбовались чашами XVI века, выполненными самим основателем династии - Тёдзиро (информация с сайта музея) и его последователями:



Красная чайная чаша-раку «Муитибуцу» («Ни единой вещи»). Раку Тёдзиро.
Особо ценный культурный объект. Чаша исполнена сдержанного спокойствия, от нее исходит ощущение полноты бытия. Пожалуй, это лучшая чаша, созданная Тёдзиро. Глазурное покрытие очень тонкое, ощущается мягкость глины. Автор явно хотел подчеркнуть символичность глины как материала, обладающего мягкой податливостью.




Чёрная чайная чаша-раку «Кабуро» («Стриженая голова»). Раку Тёдзиро. Чаша имеет форму полуцилиндра, расширяющееся в нижней части и чуть сужающееся кверху тулово придает ей приятную устойчивость. Это очень знаменитая чаша, точно известен список ее славных владельцев.

Чаша необычной формы:



Чёрная чайная чаша-раку «Мукигури» («Очищенный каштан»). Раку Тёдзиро.
Особо ценный культурный объект. Основание и нижняя часть тулова имеют округлую форму. Верхняя часть тулова четырехугольная, что чрезвычайно редко встречается в чайных чашах, пожалуй, эта единственная. Явно стремление мастера сохранить правильность, но не однообразность формы. Чуть заметны специфические вмятины и выступы на поверхности чаши — это следствие формовки не на гончарном круге, а вручную.




Чайная чаша в стиле идо. Раку Дзёкэй (?-1635). Чаша относится к категории чаш-идо, но при этом она покрыта белой глазурью коро-гусури, которая является изобретением самого Дзёкэй. Он взял за образец клас­сическую форму корейской чаши, изготовленной на гончарном круге. Дзёкэй сформовал ее вручную, оставив кое-где следы шпателя, имитирующие обработку на гончарном круге. Со временем на белой глазури возникли трещинки-кракле, напоминающие о том, что чаше уже 400 лет.

Чаши делались и делаются вручную, без гончарного круга. Преобладают чёрные и красные чаши, но периодически мастера декорировали их глазурью другого цвета и "баловались" с формой:



Красная чайная чаша-раку «Сандзин» («Горный житель»). Раку Доню (1599-1656).
Цилиндрические чаши были задуманы как «зимние». Они выше и глубже обычных, поэтому лучше сохраняют тепло и не дают чаю быстро остывать в холодное время года. Чаша «Сандзин» выделяется своей высотой даже среди остальных цилиндрических чаш, к тому же она слегка расширяется в верхней части, что является явным отклонением от канонов. Снизу на основании чаши есть оттиск малой печати Доню, которой, как принято считать, он пользовался в молодые годы. Можно предположить, что Доню уже с ранних лет имел склонность к новаторству и был готов на эксперименты.




Чёрная чайная чаша-раку «Ямадзато» («Горное селение»). Раку Итиню (1640-1696).
На передней стороне чаши изображена фигурка человека, несущего на плече шест, к концу которого привязан серп. С оборотной стороны вырезана вязанка хвороста, ее контуры обозначены белой глазурью. Фигурка человека процарапана очень обобщенно, в этом уникальность и привлекательность чаши. Здесь использован метод сю-гусури, пористая фактура чёрной глазури производит впечатление изысканной простоты.




Чёрная чайная чаша-раку «Бандай-но томо» («Друг на века»). Раку Токуню (1745-1774).
Форма чаши традиционная. Линии четкие и изящные. На тулове рисунок черепахи, выполненный белой глазурью. Рисунок отличается точностью и аккуратностью. Эта спокойная чаша — воплощение искренности и чистоты мастера.


Некоторые названия были символичны и довольно забавны:



Красная чайная чаша-раку «Тафуку» («Много счастья). Раку Саню (1685-1739).
Название чаши связано с образом круглолицей, толстощекой женщины, один вид которой вызывает улыбку и приносит счастье. От низкого и широкого основания поднимается деформированное, вогнутое с одной стороны, тулово. В преувеличенной асимметричности есть что-то комическое. Чаша покрыта характерной для Саню красной глазурью Раку.





Двухцветная фигурка льва. Раку Тёдзиро. 1574.
Особо ценный культурный объект. При явном стремлении мастера к стилизации, фигурка льва вполне реалистическая. Она производит впечатление мощи, стремительного движения, лев словно готовится к прыжку. Работа отмечена яркой индивидуальностью и полярно противоположна чайным чашам Тёдзиро с их тихим и неспешным, но глубоким внутренним движением. Чрезвычайно важное произведение, свидетельствующее об истоках керамики Раку: было установлено, что оно изготовлено по технологии китайской керамики сань-цай, т.е. Тёдзиро использовал белый ангоб (сирагэсё) и двухцветную легкоплавкую глазурь.


Говорят, что сам Сэн-но Рикю, увидев этого льва, решил заказать утварь для чайной церемонии (в которой до сих пор преобладала показная роскошь) именно этому мастеру и таким образом, с помощью Тёдзиро формализовал (если можно так выразиться) эстетику чайной церемонии - "саби".

Название "раку" ("радость", "лёгкость") керамика получила не сразу. Сначала она называлась "имаяки" - "современная керамика", и только в XVII веке мастеру была пожалована фамилия и печать с этим знаком:



Свиток с иероглифом «Раку». Бумага, тушь. Токугава Харутоми (1771-1852).

Мало того, что все чаши делались вручную, без какого-либо шаблона, так и глазурь каждый мастер династии должен был разрабатывать свою. Поэтому периодически появлялись новшества.



Чёрная чайная чаша-раку «Касин» («Счастливый сезон»). Раку Итиню (1640-1696).
Стенки тулова чаши, слегка поднимаясь от кольцевой ножки, в нижней части резко расширяются. Слегка сдавленное в средней части, тулово плавно сужается по направлению к верхнему ободку. Глазурь местами пористая (прием юдзу-хада), местами из-под чёрной глазури, как бы вскипая, проступает кирпично-красный пятнистый узор. Такого типа глазурное покрытие (сю-гусури) можно увидеть только у мастера Итиню.




Чёрная чайная чаша-раку «Томоку сёкан о миру» («Взор устремляю к бескрайнему небу»). Раку Китидзаэмон XV (р. 1949). Чаша выполнена в технике якинуки. 2005. Тулово покрыто белым и желтым ангобом, подглазурный кобальт сочетается с традиционной чёрной глазурью-раку. В результате круговой проработки шпателем мягкая глина приобрела прихотливые очертания. Название чаши связано со стихотворением китайского поэта Ли Ци (690-751).

Нынешний мастер, Китидзаэмон XV, продолжает творить в Киото вместе с сыном, будущим Китидзаэмоном XVI (сейчас его имя, кажется, Раку Ацундо; он стажировался во Франции и в Англии, сейчас тоже работает в Киото).



(фото с сайта семьи)

Чаши лепятся вручную, сохнут несколько дней, потом дорабатываются шпателем. "Большую часть глины при этом удаляют", - как было сказано (и показано) в фильме, который демонстрировался на выставке. Потом чаши покрываются глазурью (жена мастера терпеливо размешивает густую жидкость, не допуская её оседания) в 30-40 слоёв в течение нескольких дней.

Оказывается, в Киото был введён запрет на большие печи, поэтому каждую чашу обжигают отдельно в небольшой печи при температуре, если не ошибаюсь, более 1200 градусов. Обжигают довольно быстро, потом так же быстро остужают. Вот примерно так:



Мастеру при этом помогает несколько человек (в фильме вокруг печи крутилось, по-моему, 4-5 мужиков).

В Пушкинском демонстрировали и современные работы, но на сайте их нет, а я, к сожалению, не отличу современные чаши от старых. Всё так же преобладают чёрные и красные цвета, хотя периодически бывают и отступления от канона.

В общем, выставка очень понравилась. Подробная информация по каждой чаше, водили экскурсии - всё, как положено. Соглашусь только с inkakris: нам, людям с ростом ниже среднего, обидно не иметь возможности заглянуть внутрь чаши, полюбоваться на "зону микоми" - то есть, именно ту зону, которую принято пристально рассматривать после церемонии. Могли бы чаши и наклонить чуть-чуть.

Потом мы ещё заглянули на выставку "Караваджо и его последователи", но буквально пробежали по ней - и сами устали, и Дарья уже страдала неимоверно.

Поэтому продолжение следует.
Tags: мероприятия-3
Subscribe

  • Книжечки и фильмики

    Начиталась и насмотрелась гадостей. 1. Тана Френч "Ведьмин вяз" Вот так живёшь-живёшь - всё хорошо, всё удаётся, всё само собой складывается, а…

  • Каникулы, книги, фильмы, новый челлендж

    "Фрам" на заднем плане будет тянуться долго (начало довольно занудное - перечисление всех завоевателей Севера, начиная с Эрика Рыжего), поэтому будем…

  • Swimming with men

    Совершенная прелесть! Этакая смесь Shall we dance и Full Monty - только без надрыва и с хорошим концом. Простенькая комедия с относительно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 36 comments

  • Книжечки и фильмики

    Начиталась и насмотрелась гадостей. 1. Тана Френч "Ведьмин вяз" Вот так живёшь-живёшь - всё хорошо, всё удаётся, всё само собой складывается, а…

  • Каникулы, книги, фильмы, новый челлендж

    "Фрам" на заднем плане будет тянуться долго (начало довольно занудное - перечисление всех завоевателей Севера, начиная с Эрика Рыжего), поэтому будем…

  • Swimming with men

    Совершенная прелесть! Этакая смесь Shall we dance и Full Monty - только без надрыва и с хорошим концом. Простенькая комедия с относительно…